Статьи Королевства Дельфи

         

Мы вняли голосу умного человека


Хорошо. Мы вняли голосу умного человека и не стали паковать файл(ы). И казалось бы, все хорошо. НО Ваш проект устроен так, что он использует кучу DLL, которые Вы сами и написали. И у всех у них базовый адрес стоит $10000000(0х10000000-на CPP). А теперь вернемся к загрузке (точнее к пункту 3), попробуем понять что такое базовый адрес и зачем он нужен.
В любой программе есть инструкции, которые привязаны к адресу. Например: По адресу $1000000 у нас находится переменная "X";
Где-то мы к ней обращаемся.

... ; Какой-то код и данные org 1000000h X dword ? ; Переменная Х по адресу $1000000 Y dword ? ; Переменная Y по адресу $1000004 ... ; Какой-то код и данные mov eax,[1000000h] ; Обращаемся к переменной inc eax ; mov [1000000h],eax ; ... ; Какой-то код и данные
А теперь представим ситуацию, что загрузили модуль по другому адресу. Для примера, на 4 байта выше. Получим следующее представление:

... ; Какой-то код и данные org 0FFFFFCh X dword ? ; Переменная Х по адресу $0FFFFFC Y dword ? ; Переменная Y по адресу $1000000 ... ; Какой-то код и данные mov eax,[1000000h] ; Обращаемся к переменной inc eax ; mov [1000000h],eax ; ... ; Какой-то код и данные
Смотрим и видим, что программа обращается уже не к переменной X, а к переменной Y. Что совершенно поломает всю логику работы программы. Что делать? Правильно. При загрузке по другому адресу надо аккуратно исправить все такие инструкции. Для этого в модулях есть все данные: Базовый адрес загрузки(Base Address), и таблица перемещений(Relocation Section). После проецирования (шаг 2) система исполняет шаг 3, т.е. если по базовому адресу модуль загрузить не удалось (система всегда сначала пытается загрузить модуль по базовому адресу), то она пытается загрузить его по другому адресу, используя данные о базовом адресе, о действительном адресе и данные из таблицы перемещений(пытается, потому что таблицы перемещений может не быть, тогда говорят, что модуль имеет фиксированный базовый адрес, и загрузить его по другому адресу не возможно). Процесс загрузки по другому адресу долгий. Система пробегает по всему коду, и исправляет адреса на правильные, а таких адресов может быть десятки и сотни тысяч(!!!).

Ну, Вы уже поняли "где собака порылась"? Подсказываю, исправляет код - значит записывает туда другое значение. А теперь понятно? Правильно. Опять вся память модуля летает в SWAP и назад. И системе совершенно все равно, по какой причине произошла запись в код: при распаковке или при исправлении кода. Все равно этот экземпляр уже лежит в памяти "тяжелым грузом".

Причем, как показывает практика, таких DLL(а это относится на 99.9% к ним, т.к. до загрузки EXE в памяти процесса вообще больше ничего нет, и его(EXE) можно грузить куда угодно и по любому адресу), в системе может набираться на мегабайты. У меня например таких DLL набралось на 23М :((((((. Т.е. почти 10% физической памяти(у меня стоит 256M :)))))). Но мне хорошо. Винт быстрый, и 10% это не смертельно. А каково тем, у кого 64М? В конце статьи пример распечатки загруженных DLL для Explorer(Проводника). Жирным выделены модули, загруженные не по базовым адресам. Общая длина модулей ~1.8 метра.:(((((((

Причем самое странное, что не только рядовые программеры не заботятся об этой проблеме (извините, народ, но мы почти все, и я в том числе, относимся к рядовым) но и "бренды" вроде Касперского, Intel, и др. делают то же самое.

Как исправить создавшееся положение? К сожалению, готового решения данной проблемы у меня нет. С Visual Studio идет программа ReBase.exe, которая изменяет базовый адрес указанного модуля. Но это надо сидеть и аккуратно все(!!!) DLL исправлять. А их у меня в системе, более 5 тысяч. Поэтому этот вопрос был, есть, и "будет есть". А эта статья призвана убедить Вас уменьшить обьем хаоса в этом мире. Конечно, разные разработчики вполне могут загнать свои DLL по одному и тому же адресу. Поэтому я, для себя, например, выбрал такую тактику, все свои DLL я гружу, начиная с адреса $20000000, причем ни одна DLL не пересекается с другой, даже из разных проектов. Для этого, правда, приходиться иметь базу данных уже использованных адресов. Как показывает практика и анализ процессов в системе, системные DLL Windows имеют разный базовый адрес. Более того, некоторые из них имеют фиксированный базовый адрес(см. Пример). А также, можно заметить, что с адреса $20000000 и до адреса $30000000 с копейками, пустое пространство. Вот это место я себе и облюбовал :)))).

Вывод. В системе всегда есть "плохие" модули. Но если Вы свои модули будете разносить по разным адресам, то и стандартные модули будут грузиться по базовым адресам, и в конечном итоге Ваша система будет работать быстрее и эфективнее.

Скачать:
  • Пример:
  • Дополнительные утилиты:
  • (110K) это программа для вывода информации о модулях(Пример в статье взят из нее). Проста в использовании. Я думаю коментарии не потребуются.
  • (106K) выдает детальную информацию о состоянии памяти процесса(Используется в связке с ProcInfo)(В статье не используется, но вдруг кому-то будет интересно).


Михаил Басов


Содержание  Назад  Вперед